КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПРЕССОРОВ ПО ТИПАМ
Существует достаточно большое разнообразие типов компрессорного оборудования. Однако наибольшее распространение получили поршневые и винтовые агрегаты.
ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ – атмосферный воздух закачивается в цилиндр, после чего сжимается возвратно-поступательными движениями поршня. Широко используются в быту, в строительстве, на небольших автосервисах и производствах.
Преимущества:
-
Доступная цена – вы без труда найдете модели стоимостью 300 – 600 BYN. За счет этого поршневой компрессор доступен практически любому.
- Легкость эксплуатации – для использования поршневого агрегата не требуется опыт работы и особые навыки.
- Простота обслуживания – основные расходники для агрегата легко купить по адекватной цене. При этом вы легко сможете заменить их без помощи профессионалов.
- Неприхотливость – поршневые модели не требуют особых условий работы. Их можно устанавливать практически в любых помещениях, а также применять для уличных работ.
- Компактность – большинство поршневых компрессоров имеют небольшой размер, что позволит устанавливать их даже в гараже. При этом их значительно проще перемещать с места на место.
Недостатки:
-
Низкая мощность – в среднем производительность поршневого агрегата не превышает 200 – 500 л/мин. Самые мощные модели выдают до 5000 л/мин.
- Малая выносливость – во время работы поршневой компрессор должен делать регулярные перерывы. В противном случае сильно возрастает риск перегрева и преждевременного износа.
- Большое потребление энергии – в среднем КПД поршневого агрегата составляет около 60 – 70%. При регулярном использовании компрессора это очень ощутимо.
- Высокий уровень шума – поршневой компрессор не имеет шумоподавления, потому создает довольно громкие звуки во время работы.
- Грязный воздух на выходе – сжатый воздух из поршневого компрессора содержит много влаги и загрязнений. Вам обязательно потребуется система очистки.
ВИНТОВЫЕ КОМПРЕССОРЫ – внутри винтового блока расположено два ротора, которые вращаются в противоположные стороны. Когда воздух оказывается между лопастями, он сжимается. Оптимальный вариант для крупного предприятия.
Преимущества:
- Высокая мощность – для винтовых компрессоров производительность в 1000 – 2000 л/мин является вполне обычной. У самых мощных агрегатов она легко может достигать 30 000 л/мин.
- Исключительная надежность – благодаря конструкции с малым количеством трущихся деталей, риск поломки устройства минимален.
- Повышенная выносливость – винтовые модели предназначены специально для круглосуточной работы.
- Энергоэффективность – КПД винтового компрессора может превышать 95%. Система сама подстраивается под текущий режим работы.
- Высокое качество воздуха – практически все модели винтовых компрессоров имеют встроенную систему очистки воздуха.
- Пониженный уровень шума – защитный кожух устройства существенно уменьшает шум во время работы.
Недостатки:
- Высокая стоимость – цены на винтовые компрессоры начинаются с 5000 – 6000 BYN. Агрегаты помощнее могут стоить в несколько раз больше.
- Крупные габариты – из-за большого размера агрегата для нормальной эксплуатации ему требуется хотя бы небольшое производственное помещение.
- Сложность эксплуатации – для работы с винтовым компрессором требуется профессиональная подготовка. Использовать устройство, не имея опыта, просто опасно.
Сравнение основных показателей поршневых и винтовых компрессоров:
|
Поршневой |
Винтовой |
Мощность |
🛇
|
✓ |
Надежность |
🛇 |
✓ |
Выносливость |
🛇 |
✓ |
Экономичность |
🛇 |
✓ |
Качество воздуха |
🛇 |
✓ |
Уровень шума |
🛇 |
✓ |
Стоимость |
✓ |
🛇 |
Простота эксплуатации |
✓ |
🛇 |
Компактность |
✓ |
🛇 |
КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПРЕССОРОВ ПО ТИПУ ПРИВОДА
Тип привода определяет то, как энергия вращения двигателя передается винтовому или поршневому блоку. От этого зависит надежность, выносливость и энергоэффективность компрессорной установки.
РЕМЕННОЙ ПРИВОД – для передачи энергии используется специальный ремень. Один конец надет на шкив, подсоединенный к двигателю, а другой конец – на шкив, подсоединенный к винтовому или поршневому блоку.
Преимущества:
- Доступная цена – компрессор с ременным приводом будет стоить дешевле коаксиального агрегата со схожими характеристиками.
- Простой ремонт – как правило, в компрессоре с ременным приводом не возникает серьезных поломок. В случае заклинивания двигателя, удар принимает на себя ремень, который легко заменить самостоятельно.
- Возможность регулировки – сила натяжения ремня напрямую влияет на производительность компрессора. Это позволяет изменять ее без лишних усилий.
Недостатки:
- Низкий КПД – расход энергии у компрессоров с ременным приводом заметно выше, чем у коаксиальных моделей с аналогичными характеристиками.
- Меньшая мощность – данный привод практически никогда не ставят на высокомощные агрегаты, так как ремень будет слишком быстро изнашиваться.
- Частое обслуживание ремня – ремень нужно регулярно натягивать и чистить, чтобы сохранять нужную вам производительность.
- Высокий уровень шума – во время работы ременной привод издает достаточно много, что может отвлекать.
КОАКСИАЛЬНЫЙ (ПРЯМОЙ) ПРИВОД – энергия вращения двигателя передается винтовому или поршневому блоку по валу напрямую.
Преимущества:
- Высокий КПД – энергия практически не теряется при передаче. По этой причине при регулярной эксплуатации прямой привод всегда выгоднее.
- Большая мощность – прямой привод позволяет получать производительность в несколько раз выше, чем ременной.
- Компактность – конструкция коаксиального компрессора имеет небольшие размеры.
- Неприхотливость – влага, пыль или повышенная температура почти не влияют на работоспособность компрессора.
Недостатки:
- Нет регулировки – прямой привод не позволяет менять производительность. Однако проблема решается, если у компрессора есть частотный преобразователь.
- Дорогой ремонт – если коаксиальный привод сломается, то скорее всего его придется заменять целиком.
- Частые перерывы – если компрессор работает интенсивно, то ему потребуются частые перерывы в работе.
Сравнение основных показателей ременного и прямого привода:
|
Ременной |
Коаксиальный |
Мощность |
🛇 |
✓ |
Экономичность |
🛇 |
✓ |
Неприхотливость |
🛇 |
✓ |
Компактность |
🛇 |
✓ |
Стоимость компрессора |
✓ |
🛇 |
Стоимость ремонта |
✓ |
🛇 |
Регулировка |
✓ |
🛇 |
Уровень шума |
🛇 |
✓ |
КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПРЕСОРОВ ПО СПОСОБУ СМАЗКИ
Использование смазки дает агрегату ряд преимуществ, но есть и свои минусы. По этой причине иногда целесообразно выбрать безмасляный компрессор.
МАСЛЯНЫЕ КОМПРЕССОРЫ – поршневая или винтовая группа обильно смазывается специальным маслом.
Преимущества:
- Выносливость – подвижные детали покрыты тонкой пленкой масла, что позволяет предотвратить их истирание и перегрев.
- Интенсивная работа – компрессору не требуется делать частые перерывы даже при больших нагрузках.
- Долговечность – масло также защищает детали от воздействия влаги и пыли. Риск появления коррозии минимален.
Недостатки:
- Грязный воздух на выходе – масло неизбежно попадает в поток сжатого воздуха. По это причине ему требуется качественная очистка.
- Дорогое обслуживание – масло нужно регулярно менять. При этом хорошие смазочные материалы стоят немало.
БЕЗМАСЛЯНЫЕ КОМПРЕССОРЫ – смазка либо не используется, либо вместо масла применяется вода.
Преимущества:
- Чистый воздух – воздух не загрязняется маслом, потому его подготовка становится значительно проще.
- Простое обслуживание – замена масла тратит много времени и денег. По очевидной причине безмасляный компрессор избавит вам от этого.
- Более плавная работа – обычно безмасляные модели создают меньше вибраций и пульсаций во время работы.
Недостатки:
- Требуются частые перерывы – компрессор не может долго работать без перерывов, иначе он перегреется.
- Меньшая мощность – как правило, безмасляные агрегаты имеют более низкие эксплуатационные характеристики по сравнению с масляными аналогами.
Сравнение основных показателей масляных и безмасляных компрессоров:
|
Масляный |
Безмасляный |
Мощность |
✓ |
🛇 |
Выносливость |
✓ |
🛇 |
Долговечность |
✓ |
🛇 |
Экономичность |
🛇 |
✓ |
Стоимость обслуживания |
🛇 |
✓ |
Качество воздуха |
🛇 |
✓ |
Уровень шума |
🛇 |
✓ |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПРЕССОРА
Кроме того, перед тем как подобрать компрессор нужно обязательно обратить внимание на некоторые его характеристики.
Максимальное давление определяет силу сжатия воздуха. Чем она выше, тем более требовательный пневмоинструмент можно подключить. Обычно максимальное давление подбирают под самый требовательный потребитель с запасом не менее 1 бара. Это нужно, так как часть давления теряется при прохождении через пневмосистему. Для прочего оборудования давление воздуха понижается редуктором.
Производительность – это количество воздуха, который компрессор сжимает в минуту. Данная характеристика подбирается так, чтобы покрыть суммарный расход воздуха в системе с запасом 20-25%. В этом случае компрессор будет работать без перегрузок, а также вы сможете избежать перепадов давления.
Ресивер имеется далеко не у всех компрессоров, однако его наличие является большим плюсом. По сути, ресивер – это бак для хранения сжатого воздуха. За счет этого ваш компрессор сможет делать перерывы в работе, что заметно уменьшит нагрузку на систему. Заодно ресивер будет немного очищать воздух и выравнивать давление в пневмосети.
Число ступеней сжатия определяет способ сжатия воздуха. Простые агрегаты имеют всего одну ступень, т.е. воздух сразу сжимается до нужного давления и направляется в пневмосистему. Но есть и более сложные установки, которые сжимают воздух в несколько этапов. Такой подход позволяет получить более высокое давление, а также улучшить производительность и энергоэффективность компрессора.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ КОМПРЕССОРА
Имеется целый ряд дополнительных особенностей, которые не имеют решающего значения при выборе, но их наличие всегда приятно:
- Окошко контроля уровня масла – позволяет удобно отслеживать количество масла, не используя щуп.
- Шасси или колеса – если вы планируете перемещать компрессор с места на место, то это существенно упростит вам жизнь.
- Частотный преобразователь – регулирует режим работы устройства в реальном времени. Снижает расход энергии и снижает нагрузку на систему. Также позволяет менять производительность.
- Осушитель – удаляет из воздуха большую часть влаги и загрязнений. Значительно улучшает качество воздуха.
- Дизельный или бензиновый двигатель – хороший вариант, если вы собираетесь использовать компрессор только на улице.
ЧТО ЕЩЕ СТОИТ КУПИТЬ ВМЕСТЕ С КОМПРЕССОРОМ
Для использования пневмооборудования вам достаточно просто подсоединить его к компрессору с помощью шланга. Однако такой подход подойдет разве что для бытовых условий. В большинстве случаев вам потребуются системы подготовки воздуха:
- Фильтры и сепараторы – удаляют из перекачиваемой среды любые загрязнения. Система из нескольких качественных фильтров позволяет получать идеально чистый воздух.
- Регуляторы – позволяют понизить давление сжатого воздуха до нужного значения. Обычно устанавливаются непосредственно перед потребителем. Использование нескольких регуляторов позволит одним компрессором одновременно запитать разное пневмооборудование.
- Лубрикаторы – добавляют в поток воздуха специальную смазку для пневмоинструмента. Благодаря этому вы сможете работать, не делая перерывы для закапывания масла вручную.
КАК ПРАВИЛЬНО ОБСЛУЖИВАТЬ КОМПРЕССОР
Обслуживание компрессора зависит от его типа. То, что верно для одних агрегатов, неприменимо к другим. Однако есть некоторые общие рекомендации:
- Всегда держите устройство в чистоте. Это касается как внутреннего механизма, так и корпуса.
- Регулярно очищайте воздушный фильтр компрессора, иначе его эффективность будет снижаться.
- После окончания работы всегда нужно стравливать остатки сжатого воздуха из всех элементов пневмосети, включая ресивер.
- Обязательно сливайте конденсат из ресивера после окончания работы.
- Не забывайте каждый раз перед началом работы проверять надежность соединений и целостность трубопроводов.
- Следите за уровнем и состоянием смазки в масляном компрессоре. Своевременно меняйте его. Используйте только качественное масло.